Учёт беспилотных воздушных судов (БВС) массой от 0,25 до 30 кг с запуском государственной услуги, предоставляемой на специализированном портале, стал значительно проще и быстрее. Потребители услуги — владельцы беспилотников — оперативно переориентировались на новый сервис. Следом за обеспечением сбора информации система будет развиваться, чтобы реализовать выдачу сведений о зарегистрированных БВС в заинтересованные службы. Но отрасли следует готовиться к следующему шагу — вполне вероятно, что, помимо учёта, будет требоваться удалённая идентификация беспилотников и наземных станций, с помощью которых внешние пилоты управляют полётами.
Беспилотные воздушные суда с максимальной взлётной массой свыше 250 гр., но не более 30 кг, подлежат обязательному государственному учёту. Правила учёта были утверждены постановлением Правительства РФ в мае 2019 года, а в октябре того же года Федеральное агентство воздушного транспорта ввело в действие административный регламент предоставления государственной услуги по учёту гражданских БВС. На протяжении почти года значительная часть заявлений о постановке беспилотников на учёт поступала в Росавиацию «по старинке»: почтовым отправлением с пометкой на конверте «учёт БВС».
С момента начала регистрации БВС, то есть с 27 сентября 2019 года, по февраль 2021 года было поставлено на учёт 26,2 тыс. беспилотников, из них более 12 тыс. — за 2020 год. Некоторые заявки Росавиация отклоняет, преимущественно из-за несоответствия заявлений установленным требованиям. Всего заявители получили порядка 1,5 тыс. отказов в выполнении регистрационных действий.
С запуском новой системы учёта беспилотных воздушных судов оказание государственной услуги вышло на качественно новый уровень. 28 декабря 2020 года был введён в эксплуатацию портал по учёту БВС, благодаря которому стало возможно подавать заявления в электронной форме. Как заявил руководитель центра учёта беспилотных воздушных судов ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» Денис Овчинников, «создание системы положительно сказалось на желании пользователей поставить своё беспилотное воздушное судно на учёт». Выступая на конференции «Беспилотная авиация — новые возможности, новые вызовы», прошедшей на площадке форума NAIS 2021, он привёл статистические сведения по числу регистрационных действий. «В январе 2020 года мы получили 890 заявлений в бумажной форме. А за аналогичный период 2021 года — почти 2000 заявлений, из них всего лишь 398 — в бумажной форме», — рассказал Д. Овчинников.
Среди достоинств нового решения руководитель центра учёта БВС отметил интуитивно понятный интерфейс, удобство навигации на портале, форматно-логический контроль заполнения полей в электронном виде, который позволяет пользователям БВС избежать ошибок при формировании заявлений. «Система учёта адаптирована под мобильное устройство. То есть вы можете подать своё заявление сразу после покупки, даже не выходя из магазина», — дополнил он. В сравнении с подачей заявления по почте ускоряется передача сведений, а также отсутствуют финансовые расходы на оплату услуг почтового оператора.
Помимо функционала постановки БВС на учёт, портал предлагает необходимый набор справочной информации, включая ссылки на нормативно-правовую базу и ответы на часто задаваемые вопросы. Система также позволяет подать заявления о внесении изменений в учётную запись в случае смены владельца, утери или хищения БВС, при изменении информации о технических характеристиках БВС. Можно подать и заявление о снятии беспилотника с учёта.
В Госкорпорации по ОрВД подошли к вопросу развития сервиса комплексно. Помимо создания портала, запущена рекламно-информационная кампания, в рамках которой подготовлен видеоролик, рассказывающий о необходимости регистрации БВС и последовательности действий, которые должен совершить владелец беспилотника.
Запуск в эксплуатацию сервиса для регистрации БВС является первым шагом, упрощающим жизнь владельцам беспилотников. Следующим этапом развития системы станет разработка регламента по предоставлению информации из базы данных по зарегистрированным беспилотникам. Прежде всего в этих сведениях заинтересованы силовые ведомства, в интересах которых создание автоматизированных решений, позволяющих делать выписки по отдельным БВС и их владельцам без лишней бумажной волокиты. Но данные представляют интерес и для отраслевого сообщества. Как отметил генеральный директор ассоциации предприятий индустрии беспилотных авиационных систем «Аэронекст» Глеб Бабинцев, «нам, как рынку, нужна статистика. Это количественное распределение поставленных на учёт беспилотников по видам и типам, их распределение по регионам, по типам владельцев — юридические лица, ИП или физлица, темпы прироста или падения количества регистрируемых БВС, в зависимости от регулирования, иные характеристики, чтобы понимать, куда и как прирастает рынок». При этом отраслевое сообщество заинтересовано в получении обезличенных данных — персональные данные владельцев раскрывать не потребуется. Отвечая на этот вопрос, Д. Овчинников отметил, что передача сведений будет регулироваться административным регламентом, который в настоящее время разрабатывается Минтрансом России.
Был задан вопрос о регистрации групп беспилотников (так называемого роя). Вполне возможна ситуация, когда под общим управлением будет находиться группа, в составе которых сотни лёгких беспилотников. Каждый из них может не выходить за рамки ограничений по массе (быть легче 0,25 кг), но потенциальный ущерб, который может нанести такой рой, может превышать ущерб от одного беспилотника массой в несколько килограммов. Более того, прорабатываются и технические решения, когда несколько беспилотников образуют в полёте группу, способную транспортировать моногруз массой в десятки или даже сотни килограммов. Нормативного регулирования таких полётов пока нет.
Ещё один вопрос, обозначенный в ходе конференции, касался использования регистрационного номера, присваиваемого беспилотникам, в интересах управления воздушного движения. С марта 2020 года владельцы зарегистрированных БВС могут по сети Интернет подавать планы полётов в оперативные органы Единой системы ОрВД. Для этого необходимо зарегистрироваться в системе представления планов полётов по сети Интернет и телефонной сети (СППИ). Регистрационный номер беспилотника используется при подаче заявления через СППИ. Однако использование регистрационных номеров для целей УВД пока остаётся в будущем.
Меж тем, отмечено на конференции, в Северной Америке и Европе развивается новое направление — дистанционная идентификация беспилотников и их операторов. Очевидно, что регистрационный номер, нанесённый на корпус беспилотного летательного аппарата, невозможно рассмотреть ночью, в сложных метеоусловиях и на большой дистанции. Таким образом, учёт беспилотников позволяет в ограниченном количестве ситуаций понять, кто является владельцем БВС, но не даёт ответа на вопросы: кто управляет беспилотником, где находится оператор и т.д. По словам Андрея Яблокова, советника директора по перспективным технологиям ОВД филиала НИИ «Аэронавигации» ФГУП ГосНИИ ГА, в США реализуется подход, связанный с безопасностью и приватностью. «Новая напасть, которая накатывает на беспилотную авиацию — Remote ID. Обсуждаемый вопрос — каким способом осуществлять удалённую идентификацию. К примеру, дрон летает над детской площадкой, пользователь взял свой гаджет и пожаловался на полёт. Или идёт выступление конгрессмена, летают дроны, и специалисты по безопасности должны определить: легальные эти дроны, получившие разрешение на полёты в этом участке воздушного пространства, или они нарушители», — пояснил он. В свою очередь, в Евросоюзе речь идёт об электронной идентификации: аналоге технологии автоматического зависимого наблюдения, которая позволила бы определять местоположение и самого БВС, и его внешнего пилота. Вопрос в том, будет ли эти задачи решать внешний гаджет, или встроенное в сам беспилотник оборудование", — резюмировал А. Яблоков.
Вопросы, связанные с информированием и идентификацией, в центре внимания специалистов, реализующих проект интеграции беспилотников в единое воздушное пространство RUTM 1.0. Руководитель проекта Михаил Липатов сообщил участникам конференции, что в настоящее время уже разработана концепция и созданы прототипы бортовых модулей доступа. «Оборудование использует принципы, аналогичные принципам системы вторичной радиолокации, но имеют свои особенности. Модули градируются для разных типов летательных аппаратов: сверхмалых, малых и аппаратов класса Urban Mobility», — уточнил М. Липатов. Он также дополнил, что в будущем, усовершенствованный модуль доступа может устанавливаться и на пилотируемые воздушные суда, что позволит другим участникам воздушного движения и диспетчерам «видеть» эти ВС. «Использование усовершенствованных модулей доступа на привычных нам бортах, тех же Ан-2, обеспечит повышение уровня цифровизации, информатизации», — дополнил он.
По традиции, когда речь идёт об освоении новинок, способных радикально изменить облик рынка, Россия достаточно долго запрягает. Так было с железными дорогами, автомобилями и самолётами, наконец с интернетом… так происходит и с беспилотниками. Однако системный подход, который демонстрируют авиационные власти и беспилотное сообщество, позволит в ускоренном режиме наверстать упущенное время и вывести индустрию на мировой уровень. Создание современных и удобных сервисов, превращающих владение и использование БВС в набор необременительных действий, является ключевым фактором, который позволит рынку быстро нарастить масштаб и стать значимой в рамках экономики страны отраслью.
Источник: aviaport.ru